Константин Победоносцев
РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по
преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: “Аще
не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие”. Прочие праздники не столь
доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке,
нежели по внутреннему значению...
Однако же и из двух названных больших праздников — дитя
скорее поймет и примет простым чувством Рождество Христово.
Как счастлив ребенок, которому удавалось слышать от
благочестивой матери простые рассказы о Рождестве Христа Спасителя! Как
счастлива и мать, которая, рассказывая святую и трогательную повесть, встречала
живое любопытство и сочувствие в своем ребенке, и сама слышала от него вопросы,
в коих детская фантазия так любит разыгрываться, и, вдохновляясь этими
вопросами, спешила передавать своему дитяти собственное благочестивое чувство.
Для детского воображения так много привлекательного в этом рассказе.
Тихая ночь над полями палестинскими — уединенный вертеп —
ясли, обставленные теми домашними животными, которые знакомы ребенку по первым
впечатлениям памяти, — в яслях повитый Младенец и над Ним кроткая, любящая мать
с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского счастья — три великолепных
царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами — и вдали на поле пастухи
посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела и таинственному хору сил
небесных. Потом злодей Ирод, преследующий невинного Младенца; избиение
младенцев в Вифлееме - потом путешествие святого семейства в Египет — сколько
во всем этом жизни и действия, сколько интереса для ребенка!
Старая и никогда не стареющая повесть! Как она была
привлекательна для детского слуха, и как скоро сживалось с нею детское понятие!
Оттого-то, лишь только приведешь себе на память эту простую повесть, воскресает
в душе целый мир, воскресает все давно прошедшее детство с его обстановкою, со
всеми лицами, окружавшими его, со всеми радостями его, возвращается в душу то
же таинственное ожидание чего-то, которое всегда бывало перед праздником. Что
было бы с нами, если бы не было в жизни таких минут детского восторга!
Таков вечер перед Рождеством: вернулся я от всенощной и сижу
дома в той же комнате, в которой прошло все мое детство; на том же месте, где
стояла колыбель моя, потом моя детская постелька, — стоит теперь мое кресло
перед письменным столом. Вот окно, у которого сиживала старуха няня и
уговаривала ложиться спать, тогда как спать не хотелось, потому что в душе было
волнение — ожидание чего-то радостного, чего-то торжественного на утро. То не
было ожидание подарков — нет, - чуялось душе точно, что завтра будет день
необыкновенный, светлый, радостный, и что-то великое совершаться будет. Бывало,
ляжешь, а колокол разбудит тебя перед заутреней, и няня, вставшая, чтобы идти в
церковь, опять должна уговаривать ребенка, чтобы заснуть.
Боже! Это же ожидание детских дней ощущаю я в себе и
теперь... Как все во мне тихо, как все во мне торжественно! Как все во мне
дышит чувством прежних лет, — и с какою духовною алчностью ожидаю я
торжественного утра. Это чувство -драгоценнейший дар неба, посылаемый среди
мирского шума и суеты взрослым людям, чтобы они живо вспомнили то время, когда
были детьми, следовательно, были ближе к Богу и непосредственнее чем когда-либо
принимали от Него жизнь, свет, день, пищу, радость, любовь — и все, чем красен
для человека мир Божий.
Но это ожидание — радости великой и великого торжества — у
ребенка никогда не обманывалось. У ребенка минута ожидания так сливалась с
минутою наслаждения и удовлетворения, что не было возможности уловить переход
или середину. Ребенок просыпался утром — и непременно находил то, о чем думал
вечером, встречал наяву то, о чем говорили ему детские сны: существенность для
ребенка — не то же ли, что сон; сон его не то же ли, что существенность?
Ребенок утром просыпался окруженный теми же благами жизни детской, которые
бессознательно принимал каждый день, — только, освещенные праздничным светом,
лица, его окружавшие, были веселее, ласки живее, игры одушевленнее. Чего же
более для ребенка? Ребенок не жалел на утро о том, чего ожидал вечером: как
было бессознательно вчерашнее ожидание, так и утреннее наслаждение было
бессознательно...
О великая таинственная ночь! О, светлое, торжественное утро!
Если забуду тебя, если останусь равнодушен к тебе, если перестану слышать те
речи и словеса, коих гласы слышатся в тебе всякой душе верующей, — стало быть я
забуду свое детство, свою жизнь и самую вечность... ибо что иное вечность
блаженная, как не вечная радость младенца перед лицом Божиим!
Комментариев нет:
Отправить комментарий